Москва, Тишинская площадь, д. 1 стр. 2

ddm@right-ways.ru

Оставьте своё сообщение. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
персональных данных
*Подтверждаю, что ознакомился с Политикой об обработке персональных данных ООО «РАЙТ ВЭЙС» и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.

Вопрос:
Налогоплательщик – физическое лицо является контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица (инвестиционного фонда), образованной в Люксембурге. По результатам отчётности за 2015 г., у данного фонда образовался валовый убыток по результатам основной коммерческой деятельности, а также прибыл до налогообложения, с учётом переоценки долей контролируемых таким фондом компанией. Оценка Фонда была выполнена, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.98г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на дату оценки), а также Федерального стандарта оценки «Общие понятия, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ №256 от 20.07.2007 ,Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденным приказом Минэкономразвития РФ №255 от 20.07.2007, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ №254 от 20.07.2007, с использованием положений Международных стандартов оценки, в редакции от 31.01.2005 (седьмое издание).
Согласно п.3 ст.309.1 НК РФ, «при определении прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании не учитываются следующие доходы (расходы) этой компании за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год:

1) в виде сумм от переоценки долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;

2) в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании в соответствии с ее личным законом (учетной политикой этой компании для целей составления ее финансовой отчетности);»

Принимая во внимание, что сам фонд является контролирующим лицом компанией, по которым была проведена переоценка и были учтены соответствующие доходы, требуется уточнить следующее: в праве ли налогоплательщик- контролирующее лицо данной иностранной структуры без образования юридического лица (инвестиционного фонда) исключать из расчета прибили данного КИК все доходы от переоценки в силе пп. 1) и 2) п.3 ст. 309.1 НК РФ?

 

Ответ
В соответствии с п. 1,2 ст. 25.13 НК РФ В целях НК РФ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, к иностранной структуре без образования юридического лица по общему правилу применяются все положения законодательства о контролируемых иностранных компаниях.
В соответствии с п. 1 ст. 309.1 НК РФ прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей:
1) по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения;
2) по правилам, установленным настоящей главой для налогоплательщиков - российских организаций.

По данным финансовой отчетности компании, составленной в соответствии с личным законом такой компании, прибыль (убыток) определяется при соблюдении следующих условий 9п. 2 ст. 309.1 НК РФ:
1) постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (с Люксембургом Соглашение об избежании двойного налогообложения заключено 28.06.1993г.);
2) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Исходя из имеющейся информации, контролируемая иностранная компания, упомянутая в вашем вопросе, вероятно, может выбрать по своему усмотрению один из двух вариантов признания величины прибыли (убытка).

В п. 3 ст. 309.1 НК РФ приведен безальтернативный список доходов и расходов, не учитываемых при определении прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании:
- в виде сумм от переоценки долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;
- в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании в соответствии с ее личным законом (учетной политикой этой компании для целей составления ее финансовой отчетности);
- в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.

В соответствии с п. 5,6 ФСО №2 при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:
- рыночная стоимость;
- инвестиционная стоимость;
- ликвидационная стоимость;
- кадастровая стоимость.
При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Справедливой стоимостью в соответствии с IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости» считается определение справедливой стоимости как цены, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
Налоговый кодекс РФ не содержит понятие «Справедливая стоимость». Исходя из схожести определений «справедливая стоимость» в IFRS 13 и «рыночная стоимость» в ФСО №2 Вы можете не учитывать приведенную переоценку в составе доходов (расходов) для целей расчета прибыли контролируемой иностранной компании на основании п. 3 ст. 309.1 НК РФ. Для большей безопасности указанные доходы должны иметь определение, содержащее термин «переоценка по справедливой стоимости».

Вместе с тем, важно уточнить сам факт необходимости учитываться для целей налогообложения прибыль контролируемой иностранной компании (КИК) в Люксембурге.

В соответствии с п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, в том числе:
- если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
- если КИК является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:
активной иностранной компанией;
активной иностранной холдинговой компанией;
активной иностранной субхолдинговой компанией;

Вопрос:
В п.2 ст. 25.15 НК РФ указано, что «Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с настоящим Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее в настоящей главе - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.». Далее, в п. 7 ст. 309.1 НК РФ установлено, что «В случае, если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, указанный убыток может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении налоговой базы этой компании, если иное не установлено пунктом 7.1 настоящей статьи.». В разделе 2 , а также в Листе Б декларации по форме 3-НДФЛ ( утверждённой приказом ФНС № MMB-7-11/552@ от 10.10.2016) ) отсутствуют отдельные пункты предназначенные на определении расчета переносимого убытка КИК (если применимо). Следует ли отметить, что в случае определении убытка КИК, по результатам финансовой отчетности КИК за 2015 г., данный убыток не должен отражаться в декларацию 3-НДФЛ налогоплательщика-контролирующего лица, и соответственно указанный убыток никак не уменьшает налоговую базу данного налогоплательщика-контролирующего лица?

Ответ: Исходя из п. 7 ст. 309.1 НК РФ убыток по данным финансовой отчетности контролируемой компании может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении налоговой базы этой компании, если иное не установлено пунктом 7.1 НК РФ.  Убыток контролируемой иностранной компании, определенный одним из способов, установленных ст. 309 НК РФ, не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком - контролирующим лицом не представлено уведомление о контролируемой иностранной компании за период, за который получен указанный убыток. Данное ограничение является единственным ограничением по переносу на будущее убытков контролируемой иностранной компании, полученных после 1 января 2015г., установленным Налоговым кодексом РФ.  Более того, в п. 8 ст. 309.1  НК РФ установлено, что убыток, полученный контролируемой иностранной компанией до 1 января 2015 года, может быть перенесен на будущие периоды в сумме, не превышающей сумму убытка за три финансовых года, предшествующие 1 января 2015 года, и учтен при определении налоговой базы этой компании. В соответствии с п. 1 ст. 309.1 НК РФ прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей: 1) по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения; 2) по правилам, установленным настоящей главой для налогоплательщиков - российских организаций. В п. 4 ст. 309.1 НК РФ указано, что контролирующее лицо, являющееся физическим лицом, вправе применять порядок определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, по правилам, установленным настоящей главой для налогоплательщиков - российских организаций. Но при условии, что выбор такого порядка определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании отражен в налоговой декларации по НДФЛ налогоплательщика - контролирующего лица и такой порядок подлежит применению в отношении соответствующей контролируемой иностранной компании в течение не менее пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций с даты начала его применения. Таким образом, на основании рассмотренных  выше положений НК РФ можно сделать вывод об отсутствии каких-либо специальных условий переноса убытков контролирующей иностранной компании на будущее, установленных для налогоплательщиков физических лиц.  В письме от 10 февраля 2017 г. N 03-12-11/2/7395 Минфин РФ также не усматривает в рассматриваемом вопросе каких-либо различий между российскими организациями и физическими лицами. В указанном Письме отмечается, что налогоплательщиком при определении налоговой базы контролируемой иностранной компании может быть учтен убыток, отраженный в финансовой отчетности такой компании по состоянию на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году, а также без ограничений учтены убытки, образовавшиеся в 2015 году и в последующих годах При этом терминологически в соответствии с ст. 19 НК РФ под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица.  В налоговой декларации 3-НДФЛ, утверждённой приказом ФНС № MMB-7-11/552@ от 10.10.2016 действительно отсутствует какой-либо специальный раздел учета убытков контролируемый иностранной компании. Однако, это связано с особенностями отражения таких убытков для целей НДФЛ.  В п. 5 ст. 25.15 НК РФ при рассмотрении частного случая, при котором прибыль контролируемой иностранной компании может быть равна нулю НК РФ предписывает не отражать такой результат в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц). Следовательно, по аналогии, налогоплательщику – физическому лицу следует применять следующий алгоритм: 1) Уведомить налоговую инспекцию в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующая компания получила убыток (если ранее такое уведомление не направлялось). Уведомление подается в налоговую инспекцию по месту своего жительства (п. 2, 4 ст. 25.14 НК РФ).  2) В декларации 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период, в котором контролируемой иностранной компанией были получены убытки, не указывать  сведения об убытках в листе Б «Доходы от источников за пределами Российской Федерации» 3) В том налоговом периоде, в котором подлежит отражению полученная контролируемой иностранной компанией прибыль, превышающая суммы накопленных убытков, в листе Б «Доходы от источников за пределами Российской Федерации» представить сумму прибыли контролируемой иностранной компании за вычетом убытков. В налоговую инспекцию представляем соответственно необходимые подтверждения сделанных расчетов.  Налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов: 1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы; 2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, , если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно. В целях устранения двойного налогообложения при исчислении суммы НДФЛ в отношении доходов КИК применяется порядок зачета суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный п. 11 ст. 309.1 НК РФ (п. 3 ст. 232 НК РФ).

Вопрос:
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 федерального закона от 24.11.2014 N376-ФЗ, при применении пункта 7 статьи 25.15 в 2015 и 2016 годах прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-фз), при условии, что её величина, рассчитанная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-фз) составляет:
a) за 2015 год -50 миллионов рублей;
b) за 2015 год -30 миллионов рублей.
Требуется уточнить если только сумма прибыли контролируемой иностранной компании превышающая данные лимиты учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу, или наоборот, в случае если прибыль контролируемой иностранной компании по вышеуказанным периодам превышает установленные лимиты, тогда такая прибыль полностью включается в налоговую базу налогоплательщика-контролирующего лица (даже в части не превышающей данные лимиты). Например, если величина прибили за 2015 г. равна 55 миллионов рублей, то при определении налоговой базы за 2015 г. прибыль контролируемой иностранной компании учитывается только как разница между величиной прибили (т. е. 55 миллионов рублей) и установленным лимитом (т. е. 50 миллионов рублей), соответственно в размере 5 миллионов рублей? Или налогоплательщик обязан включить в свою налоговую базу за 2015 г. полную сумму прибили КИК, т. е. 55 миллионов рублей?

Ответ:

В соответствии с п. 7 ст. 25.15 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 настоящего Кодекса, составила более 10 000 000 рублей.

Приведенная Вами ссылка на пункт 2 статьи 3 федерального закона от 24.11.2014 N376-ФЗ действительно содержит особые условия определения размера прибыли, которая учитывается при определении налоговой базы за налоговый период. В 2015 году размер прибыли контролируемой компании, учитываемый для целей налогообложения, составляет 50 000 000 рублей.
В письме Минфина Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 декабря 2016 г. N 03-12-12/2/78293 «Об условиях признания физического лица контролирующим лицом иностранной организации, а также об особенностях налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании» указано, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса составляет в 2015 году более чем 50 000 000 рублей.
В случае если суммы прибыли контролируемой иностранной компании, рассчитанной в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, не превышают вышеуказанных величин, то такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика - контролирующего лица за налоговый период по соответствующему налогу.
Представление налоговой декларации, в частности, по налогу на доходы физических лиц на основании пункта 5 статьи 25.15 НК РФ не требуется.
В то же время такой налогоплательщик не освобождается от обязанности уведомления налогового органа соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса).
Важно также отметить мнение Минфина РФ по вопросу учета дивидендов, полученных от контролируемой иностранной компании для определения предельной суммы прибыли контролируемой иностранной компании (см. Письмо Минфина России от 16 января 2017 г. N 03-12-10/1290).
При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений статьи 312 НК РФ (абз. 3 п. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ).
Когда прибыль контролируемой иностранной компании включает в себя сумму таких дивидендов, учитывая, что сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании рассчитывается в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, сумма таких дивидендов не уменьшает величину прибыли контролируемой иностранной компании для целей применения пороговых значений, установленных пунктом 7 статьи 25.15 Кодекса.

Таким образом, по данному вопросу можно сделать следующий вывод:
- В том случае, если размер прибыли контролируемой иностранной компании за 2015 год превысит 50 000 000 рублей, налогоплательщик должен учесть всю сумму прибыли для целей расчета НДФЛ (налога на прибыль)
- В том случае, если размер прибыли контролируемой иностранной компании в 2015 году не превысит 50 000 000 рублей, налогоплательщик не должен учитывать всю сумму прибыли для целей расчета НДФЛ (налога на прибыль)

По условиям Вашего примера вся сумма 55 000 000 рублей должна быть учтена для целей расчета НДФЛ (налога на прибыль).

Вместе с тем, обращаем внимание, что ст. 25.13-1 НК РФ предусматривает достаточно широкий перечень освобождений от налогообложения прибыли иностранных компаний.

Экономические субъекты хозяйственных правоотношений свободны в установлении тех или иных способов ведения деятельности, заключении сделок купли-продажи активов и иных, не противоречащих закону сделок. Между тем, существуют определенные признаки формальности взаимоотношений хозяйствующих субъектов, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды, т. е. отсутствие каких-либо иных выгод, кроме экономии на налогах.  Основные принципы выявления таких признаков были сформулированы в Постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53. Все суды в настоящее время регулярно обращаются к данному Постановлению, в том числе Верховный суд РФ.

Приведем ряд важных положений данного Постановления:
«1. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
2. Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

3. О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
4. Следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- осуществление расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Между тем эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды».

Фактически базовыми принципами определения наличия или отсутствия налоговой выгоды являются:
- возможность подтвердить добросовестность налогоплательщика и контрагента налогоплательщика, в том числе отсутствие сговора между ними.
- отсутствие явно несоразмерных деловой практике условий договоров по спорным ситуациям.

При рассмотрении ситуации с приобретением объектов нематериальных активов (товарных знаков) у ИП следует отметить необходимость соблюдения следующих моментов:
- ИП, приобретающее нематериальные активы (товарные знаки) у ООО, не должно быть взаимозависимой стороной для организации, которая планирует владеть данными товарными знаками (сотрудник, родственник, соучредитель),
- долю в ООО, являющимся продавцом товарных знаков, должно приобретать лицо, не являющееся взаимозависимым по отношению к ИП. Желательно, чтобы данное лицо не было взаимозависимым и по отношению к ООО, которое планирует владеть данными товарными знаками,
- если будет несколько ИП, то операции купли-продажи товарных знаков необходимо делать не одновременно, в течение нескольких месяцев.
- управление расчетными счетами, ведение учета ИП и ООО не должно осуществляться одними и теми же людьми и с одного и того же IP адреса.
- доходы ИП не должны состоять только из доходов по продаже товарных знаков, необходимо обеспечить иные источники доходов,
- необходима определенная экономическая легенда, почему ИП купили товарные знаки, а потом решили их продать, т. е. наличие четкой деловой цели и адекватность сложившимся экономическим условиям,
- цены покупки / продажи должны быть соразмерны реальным ценам, иметь свое обоснование,
- все контрагенты по цепочке сделок должны исполнить свои налоговые обязательства (заплатить начисленные налоги).
Следует отметить, что неуплата налогов ООО – продавцом данных товарных знаков не будет являться веским основанием для признания сделки недобросовестной.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N 305-КГ16-10399 по делу N А40-71125/2015 (ООО "Центррегионуголь", от 6 февраля 2017 г. N 305-КГ16-14921 по делу N А40-120736/2015 (ПАО "СИТИ") указано, что сам факт неисполнения контрагентом обязанности по уплате налогов не может являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, выступившего покупателем.


Далее представляем сведения о современной арбитражной практике и позиции ФНС, касающейся необоснованной налоговой выгоды.

Следует отметить Письмо ФНС РФ от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@. Приведем несколько цитат из данного Письма:
«Налоговым органам следует исходить из того, что об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг»).

Налоговые органы в первую очередь будут проверять взаимозависимость лиц, в том числе путем сбора свидетельских показаний, и в этом направлении необходимо проявить максимальную осмотрительность, в том числе путем проведения соответствующих разъяснений для контрагентов ООО – будущего владельца товарными знаками.

«Необходимо запрашивать у налогоплательщика документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента: документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента); результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.); деловую переписку».

Исходя из представленного перечня запрашиваемой информации и нужно исходить при оценке надлежащего характера имеющихся доказательств реальности хозяйственных операций. Ключевыми пунктами здесь являются переписка и письменный выбор контрагента. Вместе с тем, если в организации отсутствуют постоянно проводимые процедуры выбора контрагента нужно ограничиться перепиской и общим пониманием того – как контрагент был выбран и умением объяснить это без противоречий.

Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2015 N 305-КГ15-16582 по делу N А40-113055/2014. Судом установлен факт получения истцом необоснованной налоговой выгоды в результате совершения сделок по продаже ранее приобретенных патентов с учетом завышения их стоимости более чем в 1000 раз по причине недостоверности данных в отчетах оценщика. Установлена взаимосвязь покупателя и продавца данных патентов.

Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2017 N 301-КГ17-1205 по делу N А43-18706/2015. Контрагентами использовались единая материально-техническая база и трудовые ресурсы, что позволило налоговой инспекции доказать взаимосвязь между юридическими лицами и искусственный характер дробления бизнеса на несколько организаций. Верховный Суд признал правоту налоговой инспекции и отказал в передаче дела на рассмотрение в Коллегию по экономическим спорам.
Определение ВС РФ от 27.02.2017 № 302-КГ17-382 по делу № А58-547/2016. Верховный суд признал организацию виновной в получении необоснованной налоговой выгоды.
Организация регистрировала граждан в качестве ИП и нанимала их не по трудовым договорам, а по гражданско-правовым, что позволило необоснованно снизить НДФЛ (прим. с 2017г. ФНС будет проверять и правильность исчисления страховых взносов).
Никакой иной деятельности эти ИП не осуществляли, а при расторжении договора об оказании услуг они прекращали свою предпринимательскую деятельность и снимались с регистрационного учета.

Постановление АС Уральского округа от 13 марта 2017г. №А71-4642/2016. Налогоплательщик проиграл дело в трех инстанциях, поскольку продавцы имущества по спорным сделкам продажу в налоговом и бухгалтерском учете не отразили, все расчеты проводились с одного рабочего места и IP адреса, установлен «круговой» характер сделок в группе взаимозависимых лиц.


Исходя из вышеизложенного, констатируем, что на данный момент применительно к ситуации клиента отсутствуют судебные прецеденты, свидетельствующие об интересе налоговых органов к сделкам по продаже товарных знаков предварительно продаже доле в ООО.
Таким образом, следует учитывать общую линию в судебной практике в части необоснованной налоговой выгоды.
Озвученная клиентом процедура приобретения товарных знаков и доли в ООО является в достаточной мере безрисковой при условии соблюдения принципов отсутствия взаимозависимости, деловой цели и экономической логичности цен и действий.

Вопрос:
Вопрос: списание безнадежной Дз (со 100% РСД) с баланса на забаланс по проф.суждению кредитора

На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» у лизинговой компании числиться дебиторская задолженность, которая не обеспечена залогом, поручительство или гарантией. Долг числиться с 2013-2015 года (по датам возникновения обязательств по лизинговым платежам)
Истребование данной ДЗ у должника подтверждается судебными решениями. Исполнительный лист ФССП вернули с пометкой «в связи с банкротством». В прошлом году по БУ под данную ДЗ создан 100% резерв сомнительных долгов по правилам БУ и учетной политики компании.
В финансовой отчетности остаток по данной ДЗ равен нулю. (правило формирования финансовой отчетности: элиминирование остатков на счетах активов на сумму резервов под их обесценение)
В текущем году должник объявил себя банкротом. (В реестре кредиторов данный долг составляет менее 5% и 7-ой по счету в очереди кредиторов плюс имеется дебитор с объемом требований более 70%, чей конкурсный управляющий сейчас ведет банкротство)
Менеджмент компании вынес решение об отсутствии возможности истребования данной ДЗ и признал ее безнадежной.

Просим рассмотреть легитимность списания в целях БУ на забалансовый счет 007 «безнадежная ДЗ» (100% Зарезервированной в целях БУ), с учетом того, что влияния на финансовый результат и отчетность данные проводки не окажут.
Проводки в БУ Дт 63 Кт 62 (без задействования счетов фин.результатов).

 

Ответ:
В соответствии с гражданским законодательством задолженность становится невозможной ко взысканию в связи с истечением срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ), а также в результате прекращения обязательства:
•вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
•на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
•в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

При процедуре банкротства соблюдается специфический порядок учета и удовлетворения требований кредиторов. Долги должны быть включены в реестр требований кредиторов в процессе конкурсного производства (ст. 16 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Прежде чем проводить списание дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию, необходимо провести инвентаризацию расчетов с контрагентами, в ходе которой могут быть выявлены как истечение сроков исковой давности, так и наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности взыскания дебиторской задолженности.
Результаты проведенной инвентаризации должны быть оформлены актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (ред. от 26.03.07 г.), для списания дебиторской задолженности, кроме проведения инвентаризации, необходимы письменное обоснование и приказ (распоряжение) руководителя организации. К письменным обоснованиям обязательно должны прилагаться документы, подтверждающие обоснованность признания задолженности невозможной ко взысканию.

Невозможность погашения суммы дебиторской задолженности может быть подтверждена:
•выпиской из ЕГРЮЛ, справкой налогового органа о ликвидации организации-должника;
•решением суда, уведомлением конкурсного управляющего (ликвидационной комиссии) об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации-должника;
•актом судебного пристава - исполнителя о невозможности взыскания задолженности с организации-должника и постановлением об окончании исполнительного производства.

Списанная дебиторская задолженность, невозможная ко взысканию, относится на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.
Следует отметить, что списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.
Списанная задолженность должна отражаться на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" (и соответственно в справке к бухгалтерскому балансу) в течение пяти лет с момента списания до ликвидации должника для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения № 34н).
Порядок формирования бухгалтерских записей по созданию и списанию сумм резервов по сомнительным долгам:

Операция

Дт

Кт

Создан резерв по сомнительным долгам

91

63

Списан резерв по оплаченному долгу

63

91

Принято решение о невозможности взыскания долга. Резерв использован на списание долга, ставшего безнадежным

63

62

Списана неиспользованная сумма резерва

63

91

Списанная задолженность в полной сумме учтена на забалансовом счете

007

 

Списана сумма непогашенной дебиторской задолженности с забалансового учета с момента ликвидации должника или по истечении 5 лет

 

007

Вопрос:
Состав прямых расходов в налоговом учете Общества в 2016 году:
- основное сырьё и материалы, комплектующие и полуфабрикаты;
- амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве продукции;
- расходы на оплату труда, указанные в ст. 255 НК РФ, персонала, участвующего в процессе производства продукции;
- суммы страховых взносов в ПФР, ФСС ФОМС, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- ТЭРы.
В связи с вступившими в силу изменениями ст.283 НК, Обществу «невыгоден», состав прямых установленный в 2016 году. Соответвенно, мы вносим изменения в учетную политику и убираем из состава прямых ТЭР.
В 2017г., согласно учетной политики в состав прямых входят:
- основное сырьё и материалы, комплектующие и полуфабрикаты;
- амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве продукции;
- расходы на оплату труда, указанные в ст. 255 НК РФ, персонала, участвующего в процессе производства продукции;
- суммы страховых взносов в, ПФР, ФСС ФОМС, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, состав прямых устанавливался на один налоговый период.
Прошу определить риски, при указанном изменении состава прямых расходов для целей налогообложения прибыли.

Ответ:

Согласно п.1 ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов при производстве продукции (работ, услуг) включаются как минимум следующие виды затрат:

- сырье и материалы, составляющие основу продукции;

- зарплата работников, непосредственно занятых в производстве, а также начисленные на нее обязательные страховые взносы;

- амортизация, начисленная по основным средствам, непосредственно используемым при производстве продукции (работ, услуг).

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Согласно п.2 ст. 318 НК РФ прямые расходы - это затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), которые можно учесть в расходах только в периоде реализации продукции (работ, услуг).

Согласно абзаца 5 п. 1 ст. 319 НК РФ в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет должен быть достоверным.

Поэтому необоснованно менять перечень прямых расходов нельзя. При принятии решения нужно оценить, насколько эти расходы влияют на производство, и в первую очередь опираться на отраслевую принадлежность организации.

Учитывая изложенное отмечаем, что перечень прямых расходов не является исчерпывающим и может быть дополнен либо изменен Организацией. Выбор организацией прямых расходов должен быть обоснован технологическим процессом и быть экономически оправданным.

Организация вправе пересмотреть перечень прямых расходов, если в производственном процессе произошли изменения, то есть в случае изменения технологии производства или ассортимента продукции. Такое же мнение имеется в судебной практике: например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.07.2015 N Ф09-4380/15.

Примечание: Согласно п.2 статьи 283 НК РФ, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом того что, в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

Выводы:

Организация вправе сократить перечень прямых расходов, но обязана обосновать это решение изменениями технологии производства или ассортименте продукции.

В отсутствии обоснования сокращения перечня прямых расходов изменениями производственного процесса, отмечаем риск споров с контролирующими органами в части занижения налога на прибыль, а так же начисления пени и штраф за занижение налоговой базы.

Вопросы:

Банк, находящийся в Литве (иностранная компания) получила недвижимость, находящуюся на территории РФ в качестве отступного за невозвращенный кредит от российского заемщика.
Данную недвижимость Банк продает Литовской компании (иностранной компании А).
1.Главный вопрос - Есть ли законный способ приобрести данную недвижимость без НДС у Литовского банка литовской компанией А?
И далее:Иностранная компания А перепродает недвижимость Иностранной компании B.
Допустим, размер задолженности по кредиту был 10 000 000 руб. По этой же сумме Литовский банк принял недвижимость от Заемщика на баланс.
Литовский банк продает недвижимость литовской компании А
за 12 000 000 - 31 января 2017 г.
31 мая 2017 г. литовская компания А перепродает недвижимость другой иностранной компании В за 14 000 000 руб.
Так согласно подп.1 п.1 ст.147 НК РФ товар считается реализованным в России, если выполнено хотя бы одно из условий:
- товар находится в России и при реализации не перемещается.
Если мы правильно понимаем компания А и В выступают налоговыми агентами по НДС.
2.А в какой момент они смогут взять в зачет уплаченный НДС в российский бюджет?
И как это происходит на нашем примере? Ведь если они платят НДС по закону РФ, то и в зачет они могут взять по закону РФ?
Надо ли платить налог на прибыль в бюджет РФ литовскому банку, и литовской компании А?

Ответ:
В соответствии с п. 3 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Следовательно, при приобретении объекта недвижимости в Российской Федерации организация, являющаяся резидентом Литовской Республики, должна признаваться налогоплательщиком налога на имущество в Российской Федерации и подлежит постановке на учет в налоговых органах РФ по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ постановка организаций на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, резидент Литовской Республики - продавец недвижимого имущества теоретически должен иметь ИНН, а также возможность взаимодействовать с ИФНС по телекоммуникационным каналам связи. При этом в случае задержки со стороны органов ФНС постановка на учет может быть осуществлена на основании соответствующего заявления организации (письмо ФНС от 13.11.13 № БС-4-11/20409).

Реализация недвижимого имущества, находящегося на территории РФ признается объектом налогообложения НДС в соответствии с ст. 146 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
1) товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;
2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, реализация недвижимости на территории РФ облагается НДС по ставке 18%, вне зависимости от фактического налогового резидентства юридических лиц, владеющих указанной недвижимостью.
По общему правилу плательщиком налога на добавленную стоимость должен являться продавец имущества – в нашем случае банк. Такое мнение выражено и в Письме Минфина РФ от 10 апреля 2013 г. N 03-07-14/11907, Письме ФНС РФ от 7 июня 2013 г. N ЕД-4-3/10454@).

Уплата налога в бюджетную систему Российской Федерации должна осуществляться иностранной организацией по месту ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества (Письмо Минфина РФ от 10 апреля 2013 г. N 03-07-14/11907).

При этом согласно п. 5 ст. 174 НК РФ указанная иностранная организация обязана представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (Письмо ФНС РФ от 7 июня 2013 г. N ЕД-4-3/10454@).

Исходя из условий вопроса, приобретаемый объект недвижимости был получен продавцом – литовским банком как предмет залога, на который было обращено взыскание. Указанный предмет залога был оприходован. С учетом данных обстоятельств ситуация с данной сделкой может выглядеть следующим образом.

Вариант №1. Указанный литовский банк зарегистрирован в РФ как собственник имущества и зарегистрирован в налоговых органах по месту нахождения данного имущества. Фактическое состояние дел необходимо выяснить в данном литовском банке. Как вариант можно запросить копию уведомления/свидетельства о его постановке на налоговый учет в РФ (форма N 11УП-Учет/форма N 11СВ-Учет). Итого, если банк состоит на учете в РФ:
- плательщиком НДС с продажи недвижимости будет именно литовский банк.
- никаких дополнительных обязанностей по уплате / удержанию НДС у покупателя не возникает
- после перехода права собственности покупатель будет являться плательщиком налога на имущество в РФ и будет зарегистрирован как налогоплательщик с присвоением ИНН.

В условии было указано, что указанный объект недвижимости был получен от российской организации – заемщика в качестве отступного. С большой долей вероятности стоимость данного объекта недвижимости включала в себя НДС, уплаченный при приобретении недвижимости заемщиком.

Следовательно, указанный объект учитывается банком с учетом косвенного налога, который подлежал начислению и уплате при передаче объекта залога. Как следствие, при формировании налоговой базы при реализации указанного объекта недвижимого имущества литовский банк имеет право применять п. 3 статьи 153 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Таким образом, налоговая база по рассматриваемому объекту недвижимости теоретически может быть равна нулю и обязанности по уплате НДС в бюджет РФ в принципе не возникнет.
Уточнить указанные вопросы можно с представителями литовского банка. Для подтверждения включения НДС в стоимость объекта подойдут документы заемщика, представленные в банк, подтверждающие оценку предмета залога.
Правомерность указанной позиции подтверждает Постановление ВАС РФ от 31.01.2012г. №12030/11.
В случае отсутствия какой-либо подтверждающей документации банк будет обязан уплатить НДС со всей стоимости продажи. Следовательно, наличие таких документов сильно снизит налоговую нагрузку на сделку.
В условиях договора необходимо предусмотреть условие о наличии НДС в цене и закрепить дополнительно, что банк обязан самостоятельно уплатить НДС в бюджет РФ.

Налог на прибыль

В целях налога на прибыль согласно пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ и п. 1 ст. 310 НК РФ доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Пунктом 4 статьи 309 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьей 268 Кодекса.
Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с ст. 309 НК РФ, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах (например, договор купли-продажи объекта недвижимости и платежные документы).
Минфин РФ в Письме от 5 апреля 2016 г. N 03-08-05/19176 указывает, что применяемая ставка налога должна составлять для таких случаев 20%.
Таким образом, для целей налога на прибыль также необходимо наличие подтверждающих стоимость продаваемого объекта недвижимости документов. Это позволит значительно уменьшить налог на прибыль, который должен быть удержан налоговым агентом.

Дополнительно следует отметить определенную проблемную ситуацию в части удержания налога на прибыль. Литовская организация – покупатель не может своевременно исполнить обязанность удержания налога на прибыль по причине отсутствия регистрации в РФ.
Вероятнее всего налоговый орган потребует от литовского банка уплатить налог на прибыль самостоятельно, либо предложит сделать это литовской организации – покупателю после регистрации в РФ как плательщика налога на имущество.
В целом следует констатировать отсутствие четких механизмов уплаты налога на прибыль и надлежащего правового регулирования данного вопроса.

Следует отметить, что в ряде случаев наличие права собственности на объект недвижимого имущества может приводить к возникновению постоянного представительства в соответствии с ст. 306 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в том числе, с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренных п. 4 ст. 306 НК РФ.
Например, деятельность по предоставлению в аренду помещений объекта недвижимости будет приводить к возникновению постоянного представительства.
Указанное замечание актуально для покупателя в случае наличия планов по соответствующему использованию объекта недвижимости.

Вариант №2
В том случае, если по каким-либо причинам налог на имущество литовским банком не уплачивался, регистрация в налоговых органах РФ у литовского банка отсутствовала, обязанность по уплате НДС может быть возложена на покупателя недвижимого имущества в соответствии с ст. 161 НК РФ.
При этом физически перечислить НДС в бюджет покупатель сможет только после регистрации в налоговых органах РФ по месту нахождения недвижимого имущества. Все это создает риски неопределенности и риски возможных санкций за несвоевременное перечисление НДФЛ.
Тем не менее, в указанном случае заставить банк заплатить НДС и налог на имущество может быть проблематичным. Как следствие, возможны три варианта действий:
- не платить в бюджет НДС, ссылаясь на соответствующую обязанность литовского банка по законодательству, доказывать свою добросовестность в суде, что является наиболее рискованным вариантом
- заплатить НДС с разницы между ценой продажи и ценой приобретения банком при условии получения соответствующих первичных документов
- заплатить НДС с полной стоимости здания

Следует учитывать, что налоговый агент удерживает НДС у получателя средств – продавца, потому в договоре следует детального оговорить порядок расчета суммы НДС и сумму удержания НДС из вознаграждения, причитающегося продавцу.

При этом покупатель недвижимого имущества учтет данный НДС в стоимости здания и при перепродаже его исчислит НДС с межценовой разницы в соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ.
Ситуация с налогом на прибыль аналогична варианту №1

Вариант №3
Использовать в цепочке перепродажи объекта недвижимости физическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ.
Физическое лицо – нерезидент РФ не является:
- плательщиком налога на прибыль, равно как и обязанным исполнять функции налогового агента по налогу на прибыль (см. п. 1 ст. 246 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/771)
- плательщиком НДС в силу положений ст. 143 НК РФ, как и исполнять обязанности налогового агента по НДС.
Физическое лицо – резидент РФ может использовать имущественный вычет по НДФЛ в виде уменьшения доходов от продажи недвижимого имущества на расходы по его приобретению. Для получения статуса резидента РФ необходимо находиться на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

В таком случае вопросы уплаты НДС, налога на прибыль в РФ могут быть адресованы только литовскому банку.
Указанное физическое лицо может впоследствии продать указанный объект недвижимости литовской организации.
Вместе с тем, для применения такого варианта необходимо анализировать планы использования здания выгодоприобретателем, поскольку при последующей перепродаже такого объекта недвижимости существует риск уплаты НДС с полной суммы продажи.

Вопрос:
Мы провели ремонт арендованного помещения (смета прилагается). Ремонтные работы (улучшения) произведены с согласия арендодателя и не возмещаются им по условиям договора. Сможем ли мы отнести к неотделимым улучшениям данный ремонт, то есть поставить на 01 счет? Если сможем, как правильно оформить этот объект, какие еще документы нужны, то есть все подробно.

Ответ:

Согласно ст. 606 Гражданскому кодексу РФ (далее ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Проведение работ относится к мероприятиям капитального ремонта, если при них производится замена изношенных конструкций помещения на более прочные и улучшающие его эксплуатационные возможности. Такой вывод следует из п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, п. 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, п. 1 разд. VI Приложения 8 к Положению МДС 13-14.2000, Приложения 1 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденному Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

Улучшения бывают:

- отделимыми. Это улучшения, которые арендатор (ссудополучатель) может отделить от арендованного имущества, не повредив его, и оставить себе. Такие улучшения являются собственностью арендатора (ссудополучателя) в соответствии с п. 1 ст. 623, п. 2 ст. 689 ГК РФ;

- неотделимыми. Это улучшения, которые невозможно отделить от арендованного (полученного в ссуду) имущества, не причинив ему вред. К неотделимым улучшениям относятся все работы, которые проводятся в ходе реконструкции, достройки, дооборудования, модернизации. Такие улучшения - собственность арендодателя  согласно п. 2 ст. 623, п. 2 ст. 689 ГК РФ.

Стоимость неотделимых улучшений, произведенных арендатором (ссудополучателем), возмещается арендодателем в следующих случаях:

- если это прямо предусмотрено договором аренды (ссуды);

- если арендодатель (ссудодатель) дал согласие на производство неотделимых улучшений и не оговорил, что они будут произведены за счет арендатора.

Учет арендатором затрат на улучшение арендованных основных средств (в случае если они не возмещаются арендодателем) зависит от классификации затрат как ремонт или как создание неотделимых улучшений. Далее подробней о каждой классификации:

  1. Учет затрат на ремонт:

Бухгалтерский учет:

Согласно п. 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, восстановление объекта ОС может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 капитальные вложения в арендованные объекты ОС учитываются в составе ОС организации-арендатора.

Затраты арендатора на капитальный ремонт объекта ОС не являются капитальными вложениями в арендованный объект ОС, поскольку такие затраты не увеличивают изначально принятые показатели функционирования помещения (срок использования, качество применения и т.п.), указанные в п. 27 ПБУ 6/01. Соответственно, такие затраты не образуют в учете арендатора объект ОС.

Согласно п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н,  расходы на ремонт арендатора являются расходами по обычным видам деятельности (как расходы, связанные с поддержанием в исправном состоянии арендованных объектов ОС . Затраты на капитальный ремонт признаются при выполнении условий, на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражены затраты на капитальный ремонт арендованного офисного помещения, выполненный подрядной организацией

26

(44)

60

Акт приемки-сдачи выполненных работ

Отражен НДС, предъявленный подрядной организацией

19

60

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, предъявленный подрядной организацией

68

19

Счет-фактура

Произведен расчет с подрядной организацией за выполненные работы

60

51

Выписка банка по расчетному счету

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ Сумму НДС, предъявленную подрядной организацией, арендатор вправе принять к вычету при условии, что помещение, в котором проводился ремонт, используется в операциях, облагаемых НДС. Указанный вычет производится после принятия к учету результатов выполненных работ при наличии правильно оформленного счета-фактуры подрядчика.

Налог на прибыль организаций

Указанные расходы (в сумме стоимости подрядных работ без учета предъявленного подрядчиком НДС) учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат согласно п. п. 1, 2 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ.

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ Датой признания этих расходов является дата подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

2. Учет затрат на неотделимые улучшения:

Бухгалтерский учет:

Согласно п. п. 5, 20 ПБУ 6/01 затраты на создание неотделимых улучшений формируют первоначальную стоимость ОС, которое учитывается на балансе арендатора до передачи неотделимых улучшений арендодателю. Дата ввода в эксплуатацию капвложений должна быть подтверждена соответствующими документами - актами приемки-сдачи выполненных работ по арендуемому имуществу и введения соответствующих улучшений в эксплуатацию

Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект, в данном случае это сумма капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного здания (без учета НДС) согласно п. 6 ПБУ 6/01. В соответствии с п. 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н на сумму произведенных затрат арендатором, открывается отдельная инвентарная карточка.

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Амортизационные отчисления при линейном способе начисления амортизации начисляются ежемесячно исходя из первоначальной стоимости объекта ОС с учетом СПИ, установленного организацией при принятии данного объекта к бухгалтерскому учету. Это следует из п. 18, абз. 2, 5 п. 19, п. 20 ПБУ 6/01.

СПИ неотделимых улучшений в арендованный объект ОС устанавливается исходя из ограничений использования данного объекта арендатором, т.е. исходя из оставшегося срока аренды в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ сумму НДС, предъявленную подрядной организацией, арендатор вправе принять к вычету при условии, что неотделимые улучшения, используется в операциях, облагаемых НДС. Указанный вычет производится после принятия к учету результатов выполненных работ при наличии правильно оформленного счета-фактуры подрядчика.

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя. Дата ввода в эксплуатацию капвложений должна быть подтверждена соответствующими документами - актами приемки-сдачи выполненных работ по арендуемому имуществу и введения соответствующих улучшений в эксплуатацию

Согласно п.1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Если в Классификации ОС для конкретных капитальных вложений срок полезного использования не установлен, надо руководствоваться положением п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которому в этом случае СПИ определяется налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Примечание: согласно п. 1 ст. 256, п. 16 ст. 270 НК РФ если неотделимые улучшения созданы без согласия арендодателя, то их стоимость в налоговых расходах учесть нельзя.

Выводы:

Учет арендатором затрат на улучшение арендованных основных средств (в случае если они не возмещаются арендодателем) зависит от классификации затрат как ремонт или как создание неотделимых улучшений.

Согласно предоставленной смете часть работ следует квалифицировать как капитальный ремонт так как они не привели к улучшению технико-экономических показателей арендованного объекта (в частности демонтаж и монтаж потолков, покраска стен, оклейка стеклообоями и т.п). Следовательно, затраты по таким работам арендатор может учесть в составе расходов в бухгалтерском и налоговом учете в отчетном периоде. Затраты по капитальному ремонту признаются в бухгалтерском и налоговом учете единовременно на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

НДС предъявленный подрядной организацией и продавцами материалов арендатор может принять к вычету на основании счетов-фактур выставленных ими в адрес арендатора при условии, что объекты аренды используются в деятельности облагаемой НДС.

Если часть указанных в смете работ (в частности демонтаж фасадной и внутренней стены, монтаж каркаса из профиля, установка ограждения и т.п.) привело к улучшению технико-экономических показателей арендованного объекта, то их можно признать неотделимыми улучшениями и признать стоимость таких работ в первоначальной стоимости объекта основных средств, с последующим списанием в расходы в бухгалтерском и налоговом учете путем начисления амортизации в течении действия оставшегося срока аренды.

Таким образом, в случае если данные улучшения в конечном итоге привели к улучшению технико - экономических показателей (появился отдельный выход из офиса, объединено пространство офиса) то затраты по указанной смете по данным работам следует разделять на капитальный ремонт (к которым следует отнести работы по замене натяжного потолка, покраска стен и т.п.) и на неотделимые улучшения (демонтаж внешней и внутренней стен, установка ограждения, монтаж фасада и т.п.).

Первоначальная стоимость неотделимых улучшений определяется как сумма произведенных арендатором затрат. То есть первоначальная стоимость формируется на основании первичных документов поставщиков материалов (накладных), подрядных организаций (актов выполненных работ Форма №КС-2, №КС-3 и т.п.), документов на списание собственных материалов и т.п. Объект включается в состав основных средств на основании акта приема-передачи основных средств Форма № ОС-1.

Затраты по неотделимым улучшениям списываются путем начисления амортизации в период действия договора аренды. При этом норма амортизации в налоговом учете определяется исходя из срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств. Расходы арендатора в виде капитальных вложений в арендованное имущество, которые в течение срока договора аренды не были учтены в целях гл. 25 НК РФ, не могут быть отражены в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль.

Вопрос:
Облагается ли НДФЛ компенсация (выходное пособие) при увольнении сотрудника по соглашению сторон.

Ответ
В п. 3 ст. 217 НК РФ указано, что не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с увольнением, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск и суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (для Крайнего Севера в шестикратного размера).
Главой 27 ТК РФ установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, включающие выплату выходного пособия в случаях ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации.
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (например, при расторжении трудового договора по соглашению сторон), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 178 ТК РФ).
Следовательно, включение в трудовой договор условия о выплате работодателем выходного пособия в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон предусмотрено нормами трудового законодательства.
Указанное мнение подтверждается Письмами Минфина России от 11.09.2015 N 03-04-06/52516, от 03.09.2015 N 03-04-06/50686, от 20.05.2015 N 03-04-06/28905, от 02.07.2015 N 03-04-05/38340, от 07.04.2015 N 03-04-05/19466, от 20.05.2015 N 03-04-06/29022, и ФНС России от 23.04.2015 N БС-4-11/7003@, от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16605@, от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16533@, от 13.09.2012 N АС-4-3/15293.
Подтверждение такой позиции можно найти и в решениях судов (Апелляционные определения Верховного суда Чувашской Республики от 27.04.2015 по делу N 33-1745/2015, Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12679).
Вопреки сложившейся практике Определением от 25.02.2016 N 388-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что в соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, которое состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами. При этом п. 3 ст. 217 НК РФ предусматривает возможность освобождения от налогообложения всех видов компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Выплаты выходного пособия, установленные коллективными договорами, не были упомянуты в данном Определении.
Выходное пособие на данный момент не рассматривается Минфином РФ как облагаемая НДФЛ выплата, что подтверждается Письмами Минфина РФ от 4 апреля 2017 г. N 03-04-06/19711, от 31 марта 2017 г. N 03-04-06/19114, от 21 марта 2017 г. N 03-04-06/16281, от 16 марта 2017 г. N 03-04-06/15194.
Однако, некоторые суды уже начинают использовать Определение от 25.02.2016 N 388-О при рассмотрении арбитражных дел.
Например, АС Северо-западного округа в Постановлении от 27 октября 2016 г. по делу N А42-7562/2015 указал, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, не облагаются НДФЛ, если они установлены действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Выплаты, при увольнении, предусмотренные трудовыми договорами суд признал подлежащими обложению НДФЛ.
С другой стороны, апелляционный суд №18 в Постановлениях от 8 июля 2016 г. N 18АП-7137/2016, 18АП-7139/2016, 18АП-7136/2016 признал компенсационные выплаты при увольнении не подлежащими обложению НДФЛ.
Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу с учетом мнения Конституционного Суда РФ на момент написания консультации не сформировалась.
Исходя из сложившейся ситуации и тенденций судебной практики считаем возможным поступить следующим образом:
1. В течение 2016 года не облагать НДФЛ выплаты при увольнении, предусмотренные трудовыми договорами, написать письменный запрос в Минфин РФ по данному вопросу применительно к своей организации, следить за арбитражной практикой.
2. В случае возникновения устойчивой тенденции в арбитражной практике к признанию выходного пособия выплатой, подлежащей обложению НДФЛ, начинать облагать указанное выходное пособие по ставке 13%.

Вопрос:
Просим Вас уточнить порядок применения ставки НДС при реализации кожи куриной (кожи птицы) с января 2017г., КОД 10.12.50.300 по ОКПД 2.

В постановлении Правительства РФ от 31.12.2004г. № 908 данный код с 01.01.2017г. исключен, однако, ранее к мясу и субпродуктам из птицы применялась ставка НДС 10%. В перечне исключений для товаров, реализация который облагается по ставке НДС 18% данного товара (кожи) так же нет.

Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 10 процентов производится, в том числе, при реализации:
- скота и птицы в живом весе;
- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
В последнем абзаце п. 2 ст. 164 НК РФ указано, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Указание на Общероссийские классификатором продукции по видам экономической деятельности было внесено в НК РФ Федеральным законом №248-ФЗ от 03.07.2016г.
Таким образом, с 01.01.2017г. необходимо руководствоваться именно данным Классификатором продукции при определении кодов продукции по видам экономической деятельности.
Продукция с наименованием «Кожа птицы» имеет в рассматриваемом ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» код 10.12.50.300.
В действующей редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (ред. от 28.03.2017) "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" предусмотрены следующие коды видов продукции:
- 10.12.50.200 Мясо птицы механической обвалки
- 10.12.50.500 Кость птицы пищевая
Код
Код 10.12.50.300 в рассматриваемом Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (ред. от 28.03.2017) отсутствует, что позволяет сделать вывод о необходимости облагать НДС реализацию кожи птицы по ставке 18%.

Следует также отметить Письмо ФНС РФ от 14 ноября 2016 г. № СД-4-3/21479@ “О порядке применения налоговой ставки по НДС в размере 10 процентов”.
В указанном Письме ФНС признает, что сам Перечень продовольственных товаров, облагаемых по налоговой ставке в размере 10 процентов, установленный подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса, не изменился. Далее сообщается, что Минсельхозом России подготовлены соответствующие изменения в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908.
Для идентификации продукции по ОКПД2 можно воспользоваться переходными ключами между ОКП и ОКПД2, которые размещены на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации по следующему электронному адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

Нами проверены указанные переходные ключи, однако объект с кодом 10.12.50.300 как таковой не был нами обнаружен в переходных ключах.

Следовательно, с 01 января 2017г. при реализации кожи куриной следует применять ставку НДС 18% до появления дополнительных разъяснений Минфина РФ, либо до внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908.

 

Получить консультацию

Оставьте своё сообщение и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
персональных данных
*Подтверждаю, что ознакомился с Политикой об обработке персональных данных ООО «РАЙТ ВЭЙС» и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.
ООО «РАЙТ ВЭЙС» использует услуги сервиса Яндекс.Метрика для мониторинга трафика, статистических исследований, рекламы и других операций на сайте. В частности, ООО «РАЙТ ВЭЙС» использует данный сервис в целях ремаркетинга и формирования отчетов по демографическим данным и категориям интересов.
Ok